вторник, 22 января 2013 г.

Недавно задали вопрос - что такое мысль и что такое эмоция? и как можно использовать остановку мысли?
Отвечаю:

Мысль в классике йоги останавливают и входят в самадхи. Это технический прием, довольно простой. И есть только два препятствия, которые я вижу у современного человека, который не может остановить мысль: привычка и банальное неверие в собственные силы.
Потому как информация, мне кажется, сейчас есть уже даже у ленивого.

Потому еще раз пересказывать не буду классику. Расскажу о своем опыте несколько иного использования остановки мысли. Это конечно отклонение от классики, и скорее так, из разряда "можно и так":). Но все по порядку, вначале что такое мысль и эмоция, мой субъективный взгляд. При этом, мне абсолютно все равно в этом смысле прав я или нет, так что кто не согласен, не тратьте время на коменты и придержите при себе свой богатый багаж "полезного" знания:).

Я считаю, что пока мы в теле, эмоции и чувства основаны на биохимических реакциях, хотя имеют и передаточный механизм электрику. 
Мысль - это прежде всего электрический импульс, хотя используется нейромедиаторы для определения характеристики импульса. Итого получается что и мысль и эмоции похожи, но есть и различия. Мысль более быстра и проста, и менее затратна для организма. Она не всегда окрашена четко определенным нейромедиатором и может быть нейтральна. Эмоция нейтральной не бывает, она всегда окрашена гормоном. Вот некоторые примеры:
Окситоцин - отвечает за материнскую любовь, чувство привязанности. Если его ввести в тело матери, которая холодно относится к ребенку, то она начинает "любить" ребенка.
- гама-аминомасляная к-та ГАМК, и Глицин оказывающий тормозящее действие на НС, успокаивающее. Например то что вы перебороли страх – скорее всего значит что выделился глицин.
 - адреналин - стимулятор, «бей и беги», «горомон кролика».
 - норадреналин – медиатор бодрдствования, «гормон хищника»
 - дофамин входит в систему внутреннего поощрения, вызывает удовольствие, играет большую роль в мотивации и обучении. Многие наркотические вещества связаны либо со стимуляцией либо с блокировкой утилизации дофамина (допамина). Во время медитации или практики махамудры  кто достигает блаженства - это оно самое:). Я, например, регулярно "подвисаю" в последнее время на допамине от видений, сопровождающих мои утренние медитации в Индии. При этом никаких психоделических веществ, несмотря на пребывание в Гоа не употребляю:). Уподобляясь "гарпуну", я останавливаю мысль и забрасываю свое сознание куда-то в эту Безбрежность. И вместо самадхи или ниродхи сейчас предпочитаю различные видения, это нечто вроде развлечения. Очень увлекательно и завораживающе, хотя конечно не "классика йоги", но надо и немного отвлекаться, что бы не скушно было:))).
 Я думаю, если бы люди знали какой арсенал восприятия скрыт в обычном мозге никто бы не пользовался ЛСД :) или другими психотропными средствами.
А мысль - это просто мысль, нервный, электрический импульс.

Ответ о природе этих явлений зависит от уровня восприятия человека. Для меня - это суть одно и то же. И основа - пустота, ибо я вижу как мои видения явлений, пейзажей, животных и людей рождаются из пустоты и туда же направляются. Например, позавчера я созерцал потрясающую реалистичностью и заряженной эмоциональной насыщенностью картину мексиканского захолустного городка или поселка. В видении была середина дня, какая то автобусная остановка, пустынный пейзаж и одинокий ослик мирно перебирал ушками. Ветер мирно поднимал клубы пыли, неподалеку росли какие-то кактусы и несколько строений. Людей рядом небыло. Я некоторое время с интересом наблюдал за картиной, потом выпал обратно в пустотность. Я наблюдал как картина является в моем сознании и исчезает.
Почему-то это видение тронуло меня до глубины души на каком то чувственно-глубоком уровне, который объяснить очень сложно. Как воспоминание детства, и я много раз уже мысленно возвращался к увиденному. 
 Мне сложно определить, что именно в это время происходит, так как это не относится к мысли, и это не сон, по крайней мере не обычный сон. Я обнаруждил в себе такую способность "загарпуниваться" куда-то в информационное поле еще в прошлом году в Индии. Обычно, я просто останавливал мысль и находился в глубокой тишине или практиковал самадхи. И тут обнаружил, что после остановки мысли можно еще и так использовать сознание, вызывая или вернее рассматривая различные видения. Потому что я их не вызываю, а скорее просто наблюдаю за их появлением. При этом я легко управляю этим состоянием, запуская обычное мышление и возвращаясь в обычную реальность.
 И весь прошлый сезон исследовал эту возможность мозга еще с большим интересом чем осознанные сны. Хотя, пожалуй, единственным отличием от сна является реалистичность сюжета и привязка к "нашему" времени, отсутствие фантасмогорических элементов, характерных для обычного сна. В этом сезоне я продолжил практику "сноподобных видений" (так я их для себя начал называть). Когда я вернулся в прошлом году в Киев, то оставил это занятие, так как захлеснула череда семинаров, административных дел по школе и т.д. И честно говоря, я даже забыл как-то об этой теме. А тут вернувшись в Индию в этом году, благо регулярные медитации по утрам внесены в обычный график моего "индийского периода года", я вновь "вспомнил" и вернулся к этой увлекательной практике. Впрочем, кроме развлекательной составляющей я не думаю, что эти эксперименты имеют какую-то ценность. Хотя, на чувственнном уровне, они по значимости могут затмевать все остальное...

Если человек не знаком с идеей пустотности, можно ему объяснить на основании физики, что по большому счету электрика в основе своей пустотна, ибо расстояние и "пустотное пространство" в атоме преобладает. Вот к примеру атом (большая часть - это пустота. И даже внутри этих ядер - тоже НИЧЕГО, то есть пустота)

Картинку прилагаю:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий