четверг, 12 января 2012 г.

Дукха - волнение

     
                                           Разрывы глушили биенье сердец,
 Мое же — мне громко стучало,
 Что все же конец мой — еще не конец:
 Конец — это чье-то начало.
Владимир Высоцкий 


"Малый Тибет". Шанти ступа, 2008 год
      Одна из четырех благородных истин, оставленных учителем йоги, жившем 2500 лет назад свидетельствует: дукха - волнение, является сутью сансары (мира воплощений и смертей). Впрочем, не все так плохо, есть три остальные истины и никто не заинтересован в том, что бы мы превращали волнение в страдание. Как говорится, суть остальных трех благородных истин можно выразить так: "...есть альтернативное мнение" :).
      Вот к примеру взять меня: допустим, вчера мне сообщили неприятную новость, и хотя это никак сейчас меня не касается, я могу находится в волнении, а возможно и в страдании. Я думаю: "эта новость впоследствии может серьезно поменять мою жизнь", и это вызывает ощущение "дыры" в моей личности а может и самом теле (на психическом уровне). Я начинаю страдать уже сейчас, хотя реально на меня ничего не воздействует, и будет ли воздействовать - еще большой вопрос, учитывая принцип АНИЧЧА (непостоянства вселенной, все меняется). В чем отличие меня вчера и меня сегодня? Отличие в
оценке и мысли, которая определила бытие - волнение. Поэтому правы те, кто говорят, что мы не воспринимаем события или явления - а воспринимаем свою реакцию на них.

Что делать?

1. Во первых осознаем, что принцип АНИЧЧА (непостоянства) это фундаментальный закон бытия, такой как в гравитация или трение. Все меняется и это естественно, нужно меняться вместе со вселенной и не за что не цепляться. Как у Высоцкого - окончание - это всегда и начало. Поэтому, когда что то меняется - не паникуем, просто радостно "машем и улыбаемся":).

2. Проявляем гибкость - нет, на мостик становиться не нужно (это бесполезно:), а иногда и вредно). Хотя гибкость в йоге нужна, это правда. Гибкость в йоге, это гибкость ума: йогин осознает, что во всех людях и событиях, которые он(она) встретил(а), он(а) нуждается. Это одна из интерпретаций философского принципа САНТОША - уметь радостно принимать то, что приходит.

3. Этот третий принцип я раньше терпеть не мог, он не йогически-философский, а скорее когнитивный ( от лат. cognitio, «познание, изучение, осознание»). А потом вдруг понял, что так и есть в этом мире. По крайней мере, касательно меня лично: "все что ни делается - к лучшему". Этот принцип по прежнему выходит в моем мировосприятии за пределы нормальной логики, и вообще я бы сказал, не поддается логике. Но констатирую - это факт (впрочем не исключено, что это индивидуально, и относится только к промежутку времени в несколько десятилений, которые я осознаю. Типа "гуд карма" или как у нас в Индии еще говорят "full power", причем надо произносить "фулЬ пауер":)). Поэтому если у вас не так - не проблема, этот принцип можете вычеркнуть:).

4. Четвертый принцип - юмор. Не нужно относиться слишком серьезно к самому себе. Самое смешное, что в итоге может обнаружиться что вас (в смысле меня, личности) вообще нет. Потому страдать по поводу того, чего нет, или может не оказаться, это уже смешно :).

5. Принцип путешествия. Суть не в том, что бы чувствовать безопасность и комфорт от того, что мир такой как нам хочется. Дело в том, что никто не обещал нам, что человек рождается что бы жить среди неподвижности и "подушек безопасности" (хотя я не против них:)). Меняющийся мир йогин воспринимает как путешествие, в котором встречается все что угодно. И радость йогин получает не от окончания путешествия, а непосредственно в каждый его момент.