четверг, 12 января 2012 г.

Дукха - волнение

     
                                           Разрывы глушили биенье сердец,
 Мое же — мне громко стучало,
 Что все же конец мой — еще не конец:
 Конец — это чье-то начало.
Владимир Высоцкий 


"Малый Тибет". Шанти ступа, 2008 год
      Одна из четырех благородных истин, оставленных учителем йоги, жившем 2500 лет назад свидетельствует: дукха - волнение, является сутью сансары (мира воплощений и смертей). Впрочем, не все так плохо, есть три остальные истины и никто не заинтересован в том, что бы мы превращали волнение в страдание. Как говорится, суть остальных трех благородных истин можно выразить так: "...есть альтернативное мнение" :).
      Вот к примеру взять меня: допустим, вчера мне сообщили неприятную новость, и хотя это никак сейчас меня не касается, я могу находится в волнении, а возможно и в страдании. Я думаю: "эта новость впоследствии может серьезно поменять мою жизнь", и это вызывает ощущение "дыры" в моей личности а может и самом теле (на психическом уровне). Я начинаю страдать уже сейчас, хотя реально на меня ничего не воздействует, и будет ли воздействовать - еще большой вопрос, учитывая принцип АНИЧЧА (непостоянства вселенной, все меняется). В чем отличие меня вчера и меня сегодня? Отличие в
оценке и мысли, которая определила бытие - волнение. Поэтому правы те, кто говорят, что мы не воспринимаем события или явления - а воспринимаем свою реакцию на них.

Что делать?

1. Во первых осознаем, что принцип АНИЧЧА (непостоянства) это фундаментальный закон бытия, такой как в гравитация или трение. Все меняется и это естественно, нужно меняться вместе со вселенной и не за что не цепляться. Как у Высоцкого - окончание - это всегда и начало. Поэтому, когда что то меняется - не паникуем, просто радостно "машем и улыбаемся":).

2. Проявляем гибкость - нет, на мостик становиться не нужно (это бесполезно:), а иногда и вредно). Хотя гибкость в йоге нужна, это правда. Гибкость в йоге, это гибкость ума: йогин осознает, что во всех людях и событиях, которые он(она) встретил(а), он(а) нуждается. Это одна из интерпретаций философского принципа САНТОША - уметь радостно принимать то, что приходит.

3. Этот третий принцип я раньше терпеть не мог, он не йогически-философский, а скорее когнитивный ( от лат. cognitio, «познание, изучение, осознание»). А потом вдруг понял, что так и есть в этом мире. По крайней мере, касательно меня лично: "все что ни делается - к лучшему". Этот принцип по прежнему выходит в моем мировосприятии за пределы нормальной логики, и вообще я бы сказал, не поддается логике. Но констатирую - это факт (впрочем не исключено, что это индивидуально, и относится только к промежутку времени в несколько десятилений, которые я осознаю. Типа "гуд карма" или как у нас в Индии еще говорят "full power", причем надо произносить "фулЬ пауер":)). Поэтому если у вас не так - не проблема, этот принцип можете вычеркнуть:).

4. Четвертый принцип - юмор. Не нужно относиться слишком серьезно к самому себе. Самое смешное, что в итоге может обнаружиться что вас (в смысле меня, личности) вообще нет. Потому страдать по поводу того, чего нет, или может не оказаться, это уже смешно :).

5. Принцип путешествия. Суть не в том, что бы чувствовать безопасность и комфорт от того, что мир такой как нам хочется. Дело в том, что никто не обещал нам, что человек рождается что бы жить среди неподвижности и "подушек безопасности" (хотя я не против них:)). Меняющийся мир йогин воспринимает как путешествие, в котором встречается все что угодно. И радость йогин получает не от окончания путешествия, а непосредственно в каждый его момент.

6 комментариев:

  1. В такие моменты когда в душе как железом по стеклу, можно обнаружить того, кто просто за этим наблюдает и находится в безмятежности внутри себя...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, это удачный момент, и возникает порой спонтанно.

      Удалить
    2. "Отличие в оценке и мысли, которая определила бытие - волнение. Поэтому правы те, кто говорят, что мы не воспринимаем события или явления - а воспринимаем свою реакцию на них."
      Если исходить из того, что реакция это - состояние непосредственно, а не оценка и мысли, то все проще,второе(все пункты с первого по пятый)можно просто отбросить, так как они и есть оценка и мысли, тогда, прожив это состояние, честно, каким бы оно ни было, даже страданием, вы просто принимаете то, что вам дано пройти, входите в поток жизни (или не выходите из него), не пытаясь противопоставить свою волю воле Происходящего, уйти от страданий или других неудобных вам волнений, т.е. от жизни, тогда и возникает это состояние покоя:"когда в душе как железом по стеклу, можно обнаружить того, кто просто за этим наблюдает и находится в безмятежности внутри себя..."
      В душе как железом по стеклу - состояние, и если честно для себя, не пытаясь от него уйти в позитивные мысли и оценки, как и в негативные,быть в нем столько, сколько необходимо для его вмещения, то все закономерно, спонтанность только в моменте окончания этого переживания, нельзя его запланировать на час или на сутки, сколько надо, столько и длится,зависит от ситуации и т.д.
      Может быть, именно поэтому, многие открытия и прозрения происходят именно в моменты сильных переживаний, не обязательно негативно окрашенных,просто "крайних" состояний, когда они настолько сильны, что способность мыслить и давать оценку происходящему просто отключается, примеров тому масса.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  2. по поводу третьего пункта:
    Настоящий момент можно воспринимать как "нравится-не_нравится", тогда вполне логично, что не все будет к лучшему.
    Если воспринимать текущий момент, как "ресурс", т.е. не оценивать на нравится-не_нравится, а "как я могу использовать то что есть?", тогда все, что не есть - все к лучшему. Т.к. из всего можно что то да сделать :)))
    Вариант гуру-йоги - восприятие Мира, как учителя. Тогда все, что не происходит - урок, способный научить тебя чему то новому:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить